Вся история кинематографа состоит исключительно из сексуальных домогательств, и больше ничего там не было и нет. Как говорил Жан-Люк Годар: «Все, что нужно для фильма — это пистолет и девушка». В такой ситуации сексуальное домогательство возникает по умолчанию.
«Все, что нужно для фильма — это пистолет и девушка»
Сама концепция сексуального домогательства очень недавняя. Возникла она в странах, где с наибольшим вниманием к ней относятся. Из всего мира стоит назвать США и, может быть, скандинавские страны, где о равенстве полов говорят на государственном уровне.
Вопрос сексуальных домогательств перекликается с равенством полов. Там, где равенство минимизировано, кажется, что сексуальные домогательства — смешной момент. Как это можно домогаться? Женщина должна нравится. Мужчина должен делать ей комплименты, и всё. А в других странах доходит до того, что уступить место — это уже сексуальное домогательство. А уж если прикоснутся, то это всё. Можно уже сразу в тюрьму сесть.
Есть фильм, который хорошо показывает границу, когда возникло такое понятие, как сексуальное домогательство.
«Северная сторона» (2005), Ники Каро
Эта картина об истории девушки, которая со своим ребёнком появляется в городке, где она выросла. Городок маленький и довольно дремучий, где работают в основном шахтёры на руднике. Она встречает каких-то друзей детства и дальше они начинают с ней заигрывать: то тут полапают, то там схватят. Симпатичная молодая женщина в привычной ситуации. И неожиданно эта молодая женщина, которая выросла и жила в совершенно другом месте, в этой дремучей Миннесоте начинает возмущаться и говорить: «Что это такое вообще такое? Зачем вы меня унижаете? Зачем вы это делаете?». Дальше дело доходит едва ли не до изнасилования и избиения. Всё это подаётся как должное. Она же женщина и ей так полагается. Мужчины тут её хлопнут, тут ударят, а там и завалят даже если ей это не нравится.
Дело в том, что этот фильм основан на реальных событиях. Правда, девушка, с которой это всё произошло, отказалась отдать сценаристам историю своей жизни, поэтому там всё далеко ушло от реальности. А в реальности это произошло в середине 80-х годов. Она была первый человек, который подал в суд за изнасилование, чтобы доказать, что она человек, а не просто баба. Судебный процесс длился 14 лет. И когда 14 лет прошли это уже была середина 90-х годов, тогда-то и возникло отчётливое представление о том, что женщина имеет право на защиту личного пространства. И понимание того, что наступление со стороны мужчин это именно наступление и нарушение частного пространства, а не должный порядок вещей.
Когда я начал составлять этот топ и вспоминать фильмы об изнасиловании, то понял, что это бесконечно длинная история. Но наверно, самый яркий фильм из истории кино…
«Последнее танго в Париже» (1972), Бернардо Бертолуччи
Знаменитая история любви Марлона Брандо и Марии Шнайдер. Мужчина и женщина встречаются в Париже. Друг о друге почти ничего не знают. И в какой момент секс происходит не по взаимному желанию. Эта сцена очень жестокая и снималась с нарушением прав собственно актрисы. Она не знала о том, что сейчас её изнасилует актёр, а это на самом деле произошло. Знаменитая нашумевшая история, которая показывает насколько это всё укорено в обществе. Это не просто история, о которой снимается кино об сексуальном изнасиловании, но и само кино, снимается повторяя эту историю. И ничего, казалось бы, странного. Всё в рамках морали.
Но если мы нырнём ближе к нашему времени, то поймём, что история сексуального насилия происходит именно на рубеже 80–90-х, когда в Америке появились первые судебные иски по делу о домогательствах.
Я назову три фильма, а вы скажите, что их объединяет.
— Самый старый из них «Роковое влечение» Эдриана Лайна, 1987 год. Где главную женскую роль играет Гленн Клоуз.
— Второй фильм: «Основной инстинкт», Пола Верховена, 1992 год. С Шэрон Стоун.
— И «Разоблачение» Барри Левинсона, 1994 год. С участием Деми Мур.
Итак, что, а точнее, кто их объединяет?
В главной роли один и тот же актёр — Майкл Дуглас, который, видимо, бедолага был абсолютным воплощением мужской слабости и силы. Воплощением мужчины, который иногда, что-то насильно делает с женщиной, но она, сволочь такая, всё равно использует это против него.
Это совершенно неоднозначные фильмы и если говорить о ролях, то часто мужчина выглядит в итоге как жертва. Потому что как только возникла тема с сексуальным домогательством, так моментально появилась и обратная тема. Теперь женщина, которая провоцирует мужчину может использовать тезис о сексуальных домогательствах в своих интересах.
Уже чуть позже возникают фильмы, причём многие из них в Европе, которые прямо говорят о сексуальных домогательствах и насилии. Возникает даже совершенно табуирования до этого время тема педофилии.
Я назову тут три картины, которые важны исторически. Потому что все три сняты в нулевых годах и рассказывают о событиях, происходивших в 60–80 годах, то есть в прошлом.
«Сёстры Магдалины» (2002), Питер Маллан
История, о девушках которых насильно сдают в католический монастырь, где их чудовищно мучают и пытают за их провинность. А провинность в том, что они были изнасилованы. То есть мучают за то, что они не смогли до конца сопротивляться. Кто-то из них родил ребёнка, который был отобран, кто-то нет, но вся история об этом.
Другая картина — замечательный стилизованный нуар:
«Дурное воспитание», (2004), Педро Альмодовар
И опять мы видим католический институт, где воспитываются мальчики подростки и священник, который с ними заигрывает.
Наконец, американский фильм:
«Дровосек» (2004), Николь Кэссел
Фильм рассказывает историю педофила, выпущенного на свободу, который пытается справиться с собой. Очень жёсткая картина, которая показывает как юридическое и психологическое редко сходится вместе. Как они всегда разделены.
Есть такие фильмы, которые показывают, что своими правами можно злоупотреблять и часто женщины делают это.
«Пианистка» (1991), Михаэль Ханеке
Фильм рассказывает историю об учительнице и ученике. Он в неё влюблён, мечтает о ней и домогается. Но когда в кино дело доходит до секса и она говорит о каком сексе ей мечтается, тогда он в ужасе от неё бежит. Фильм о несовпадении желаний, который приводит к насилию, даже если насилие только психологическое. В конце концов, главная героиня совершает насилие над собой.
В последнее время тема сексуальных домогательств в кино возвращается постоянно.
«Доказательство смерти» (2007), Квентина Тарантино
В форме трешового ужастика показываются девушки, которых преследует маньяк, а затем девушки сами этого маньяка преследуют.
«Нимфоманка» (2013), Ларс фон Триер
Женщину домогаются на работе. Шарлотта Генсбур в роли секретарши и босс её желает. А на самом деле, это она играет с ним. Она всего этого добивается сама.
Ну и, конечно, эталонные фильмы Дэвида Финчера:
«Девушка с татуировкой дракона» и «Исчезнувшая» — учебники, как по манипуляции мужчинами, которым принадлежит власть в обществе. Так, и наоборот, в фильме «Исчезнувшая» мы видим, как это переворачивается. Женщина берёт мужчину за довольно интимные места, чтобы использовать его в своих целях.
Вот так и живём.