Тема порнографии и исследования порно — провокационная тема как для философа и историка культуры, так и для теоретика массовой культуры. Но порнография неотъемлемая часть культуры и жанр в искусстве, который меняется с годами.
Для историка культуры эта тема интересна в историческом разрезе: когда появилось порно → достигло своего развития или даже истины → и когда оно уже закатывается, подходит к концу кризиса своего жанра.
В нашей стране порнографию изучают в Следственном комитете, церкви и на философских факультетах. В каждом институте есть ряд дискуссий и проблемных узлов по поводу порнографии. Сегодня мы затронем культурологическую часть.
Образ человека и тела в порнографии.
Понятие «порнография» взято из области юриспруденции, правовых, нравственных и моральных запретов. Это делает тему порно ещё более сложной, запутанной и привлекательной. В ней сходятся явления таких стихий: желание, запрет, закон и образ человека в своих наиболее важных проявлениях, связанных с понятием любви и переживаниями конца жизни, её продолжения, надежд на счастливую жизнь.
Первая дилемма, которая лежит на поверхностности — репрессивное отношение к телу. Противоречие состоит в том, что тело не просто обнажается, а именно выставляется наружу. Актёры и актрисы не получают удовольствия, а показывают тела для удовольствия других, с очевидными ущербами для себя.
С другой стороны, когда зритель, приходит в ситуацию такой «любви» для получения удовольствия и сбывания каких-то надежд, ему предлагают суррогат, после чего он испытывает фрустрацию.
Наряду с репрессией к телу в порнографии присутствует элемент освобождения, эмансипации — желание, которое в этом жанре произошло исторически. Появление порнографии, избавление её от внешних запретов и преследований вписалось в ряд важных периодов XX века. Прежде всего в 20-х годах, затем в 60–80 гг. порнография имела освобождающее мощное социальное действие. Но потом, истина порнографии, если говорить о ней, как о жанре визуального искусства было выражена и развитие подошло к концу.
История порнографии XXI века.
Сегодня мы имеем новые формы видов порнографии, которые связаны прежде всего с интернетом. Речь идёт о фильмах, коротких, часто сделанных самими пользователями роликами, которые можно начать смотреть с любого места и закончить смотреть в любом месте. Сюда входит поджанры «порно измена» и «порно с разговорами». Близость этого жанра с кино присутствует теперь в работах очень крупных и ярких режиссёров, где они играют с темой запрета. Потому, что для порнографии крайне важен момент запрета. Он возбуждает желание и служит отгадкой странной, на первый взгляд, проблемы: что возбуждает в порнографии и что является предметом её запрета.
Абсурдно и смешно предполагать, что это образ совокупляющихся голых тел. Потому что как можно запретить то, что является основой отношений между мужчиной и женщиной. Часто запрет на порно связывают с последствиями, которые могут вызвать созерцание голых тел у неподготовленных слоёв населения: молодёжи, детей, маньяков и т. д. Как если бы самосозерцание голых тел могло подводить людей к чему-то страшному. Например, к изнасилованию. Исследования в Японии подтверждают обратное: с легализацией порно уровень изнасилования по стране снизился почти до нуля.
Право, мораль и религия — три кита, развивающих порнографию.
На самом деле, заразительно и вызывает детонацию — не само это созерцание. Заразительно скорей то насилие, которое вплетается в сам интерес к изображению голого тела — сфера права, морали и религии. Эти три кита поддерживают порнографию на плаву уже много лет, хотя истина порнографии выдохлась уже в середине XX века.
Они это делают путём запретов. Поэтому инициатива наших депутатов, на самом деле служит выживанию этого жанра, как это ни парадоксально. Всё из-за противоречивой диалектической природы этого явления, для которого понятие образа ключевое и важнейшее. А сам образ создаётся в результате сложной игры запрета, желания, и тех средств, с помощью которых порнография становится таким видом массового искусства, доступного всем.
Влияние порно на образ человека.
Порнография приобретает новые формы в социальной жизни, когда человек, который смотрит порно, соотносит действие актёров или самих пользователей, выкладывающих домашние видео, с этими образами и уже в своей повседневной жизни ориентируются на них.
Какие образы встречаются сейчас в нашу эпоху? Это образы, с которых полностью удалён момент связи с насилием. Очищенные образы, которые представляют сексуальные отношения, как что-то безопасное и преследующее только цели личного удовлетворения. А вся проблематика, связывающая порнографию с рождением и смертью, с рисками, которые преследуют нас в реальной жизни отсутствует. Порно превращает тему секса во что-то такое мягкое, нежное и беспроблемное, хотя в реальности удачный секс встречается очень редко.
Это не значит что нужно сделать порно жестче для её выживания или сделать его более реалистичным. Мы говорим немного о другом. Этот жанр существует только за счёт постоянной проблематизации темы насилия. Если и удаётся эту проблематику разрешить, то только с помощью критики, в том числе визуальной критики великими режиссёрами современности. Вот некоторые из них:
- Ларс фон Триер
- Отчасти Михаэль Ханаке
- И Квентин Тарантино
Приятно видеть у ряда современных художников, попытки работать с этой сложной и неоднозначной темой.