В 2015 году весь мир обсуждал «50 оттенков» Кристиана Грея и его любовь к завязкам, повязкам и плёткам. Однако история секса и БДСМ в кино началась совсем не с плейбой-миллионера, а со скромной американской девочки Бетти Мэй Пейдж.
История родоначальницы БДСМ Бетти Пейдж.
Бетти Пейдж родилась в 1923 году в штате Тенесси. Быстро осознав, что в Теннеси ловить нечего она перебралась в Нью-Йорк, где в 1952 году познакомилась с фетиш-фотографом Левингом Кло. Он быстро объяснил ей, что талантливый человек талантлив во всём. И вскоре девочка из Теннеси прославилась уже как «королева бандажа». В конце 50-х Пейдж открыла для себя христианство и на этом её карьера «королевы бандажа» скоропостижно закончилась.
Новая волна БДСМ в кино.
Пейдж долго оставалась самой популярной актрисой в жанре эротики, порно и БДСМ. Пока в 1967 году великий бунтарь Луис Бунюэль, тот самый, который резал глаз в кадре, не снял картину «Дневная красавица» с Катрин Денёв в главной роли. За те 10 лет, которые прошли с эпохи Бетти Пейдж нравы изменились и «Дневная красавица» была признана лучшим европейским фильмом Датской академией. А потом получила приз за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале.
Влияние сексуальной революции на БДСМ.
В 60–70 гг. XX века Западный мир захватила сексуальная революция. Установившиеся табу были резко отброшены в сторону, а кино захватил новый жанр — эротика. Один из самых успешных режиссёров в этом жанре становится француз Жюст Жакен. Его фильм «Эммануэль» рассказывает историю девушки, которая едет в Бангкок искать сексуальные приключения. Несмотря на рискованный жанр эротического фильма «Эммануэль» сделанный с бюджетом в полмиллиона долларов, собрал около 100 миллионов по всему миру.
Но Жюст Жакен не остановился на достигнутом и уже в 1975 году выпустил экранизацию романа Доминик Ори «История О». История о девушке, заключённой в замок садомазохистов со своим любовником, стала классикой жёсткого БДСМ-кино. Фильм сразу стал признан настолько скандальным, что Британский совет по классификации фильмов отказался выдать ему прокатное удостоверение. А полная его версия стала доступна в Великобритании только в 2000 году.
Осмысление БДСМ в киноискусстве.
Психологическое осмысление БДСМ как взаимозависимых отношений нашёл неожиданный исторический контекст в фильме «Ночной портье». История стокгольмского синдрома и садомазохизма разворачивается в Вене 50-х годов. Бывшая узница концлагеря узнает в ночном портье гостиницы своего надзирателя, и между ними вспыхивает любовь.
Тема нацистского прошлого Европы нашла отражение и в классике жанра «Сало, или 120 дней Содома» режиссёра Пьера Паоло Пазолини в экранизации одноимённого романа Маркиза де Сада. В фильме действие перенесено в оккупированную немецкими фашистами Италию. По сюжету 4 с виду нормальных мужчин похищают 18 молодых девушек и юношей, запирают их в замке и делают с ними всякие нехорошие вещи. Вышедший в 1975 году фильм был запрещён почти по всему миру, что никак не помешало его культовому статусу.
Популяризация БДСМ.
Пока весь мир обсуждал скандальный фильм Пазолини, будущий великий русский актёр Жерар Депардьё не отставал от моды и снялся в фильме «Любовница-хозяйка». Совершенно типичная история! Вор-домушник залезает в дом по работе и находит там пристанище профессиональной доминатрикс. Что остаётся бедному воришке, кроме как помочь ей в её нелёгком деле?
А вот в США этот жанр нашёл отражение в совершенно неожиданном формате мюзикла. «Шоу ужасов Рокки Хоррора» — незаурядная история учёного трансвестита с планеты Транссексуалия в галактике Трансильвания, который создаёт для себя сексуального раба. В замке случайно оказывается обычная молодая пара которая настолько проникается происходящем, что тут же раскрепощается. Фильм до сих пор пользуется популярностью и собирает конференции, а несколько кинотеатров и по сей день еженедельно показывает его в своём репертуаре.
В целом, у фильмов с элементами БДСМ-порно 70-х годов есть несколько факторов, которые помогают зрителю отстраниться от происходящего, чтобы чувствовать себя комфортно. Это локация замков, недоступная по тем времена Азия и то, что действия практически всех фильмов разворачивается в прошлом.
Переосмысление БДСМ в XXI веке.
В конце XX и начале XXI века произошло переосмысление жанра на экране. С появлением интернета то, что раньше можно было увидеть исключительно в кино, да и то не всем и не везде, стало доступно в каждом компьютере и даже телефоне. И киноиндустрия начала проявлять интерес к ранее табуированным темам. То, что раньше считалось непристойным, помогло не одной актрисе приобрести популярность в Голливуде. А фильмы с элементами БДСМ стали смотреть критики, и в следствии получать престижные награды.
Помните Маркиза де Сада — автора «Сало»? В 2000 году фильм «Перо маркиза де Сада» о жизни знаменитого лебертина, в честь которого собственно и был назван садизм, номинирован на целых три «Оскара», два «Золотых глобуса» и четыре награды БАФТА.
А фильм «Секретарша» с Мэгги Джилленхол в главной роли был номинирован на «Золотой глобус» и ряд других престижных наград. Киноиндустрия заинтересовалась и историческим отражением БДСМ в видео искусстве. В 2005 году на экраны вышел фильм «Непристойная Бэтти Пейдж» — биография «королевы бандажа».
В целом, тема бандажа и доминирования становится настолько привычной, что начинает доминировать в мейнстриме, не привлекая к себе особого внимания.
Куда дальше двигается история БДСМ.
Так можно ли считать что в XXI веке БДСМ в кино закончил свой долгий путь от запретного к обыденному? Ну не совсем… С выходом в 2015 году фильма «50 оттенков серого», Национальный центр по проблемам сексуальной эксплуатации в США подал две петиции о запрете картины к показу, как поддерживающий насилие и имеющий негативный эффект на социум. Социум однозначно оценил заботу о себе и не только принёс фильму 571 миллион долларов в мировом прокате, но и купил более миллиона копий второй части книги. А костюмы Кристиана Грея и его пассии Анастейши стали одни из самых популярных на Хеллоуин. И пока эти фильмы пытаются запретить, а зрители покидают залы, стыдливо хихикая и краснея, жанр продолжает своё существование между запретным и обыденным.